Лоббизм в России

Лоббизм в Соединенных Штатах возник одновременно с самим государством, а демократическая система управления способствовала его быстрому развитию. Например, частые выборы всегда означали зависимость политиков от общественного мнения, а система сдержек и противовесов диктовала необходимость постоянного диалога между различными ветвями власти. Таким образом, в стране появился целый слой профессиональных политиков, которому требовалось знать потребности своих избирателей, а при необходимости — и механизмы воздействия на своих коллег в рамках закона. По одной из версий , лоббистами стали называть людей, которые собирались в приемной, или лобби, английского парламента, чтобы затем обратиться к законодателям со своими просьбами и предложениями. Юридическим фундаментом для лоббистской деятельности в Соединенных Штатах служит первая поправка к Конституции, которая, помимо религиозных свобод, гарантирует право на свободу слова и возможность обращения к Конгрессу. На протяжении большей части века лоббизм на федеральном уровне в США оставался менее распространенным, чем на уровне штатов. Быстрое экономическое развитие страны и увеличение полномочий федеральных властей вызвали всплеск интереса к влиянию на политическую жизнь в столице. Другим фактором, который способствовал развитию лоббизма, стало появление могущественных корпораций. Крупный бизнес не стеснялся использовать как незаконные методы, включая подкуп, так и вполне легальные — спонсирование политиков, общественных организаций и прессы. Конгрессмены, сенаторы, судьи и высокопоставленные чиновники к началу века были опутаны сетью различных лоббистских структур.

Отраслевое лоббирование в РФ на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники

В этих условиях у предпринимателей возникла необходимость объединить свои усилия. Декларируемые при создании союзов цели и задачи находили отклик у руководителей предприятий, поэтому количество союзов и ассоциаций начало возрастать в геометрической прогрессии. В результате дошло до абсурда:

Лоббист - профессиональный агент или организация (в лице специальной фирмы или Для бизнеса - лоббисты, для населения и Ветеранов ВОВ.

В сложившейся обстановке важное значение приобретает формирование системы связей бизнеса и власти, адекватной как принципам государственного регулирования экономики, так и мотивационным установкам бизнеса. Существенное место в их формировании занимает цивилизованное лоббирование, результатом использования которого становится не исключительно личное обогащение представителей бизнес сообщества, а такой баланс интересов, который позволяет бизнесу, обществу и государству достичь наиболее эффективного взаимодействия, способствующего улучшению качество жизни населения.

Между тем обстоятельства свидетельствуют о том, что к настоящему времени бизнес, общество и государство сосуществуют в условиях взаимного недопонимания. Без кардинальной перестройки их взаимоотношений на взаимоприемлемой основе, удовлетворительное решение возникающих здесь проблем не представляется возможным. Требующаяся перестройка делает необходимым целенаправленный поиск системы связей, и механизмов их реализации, позволяющих достичь баланса интересов бизнеса, общества и власти, исключающий неопределенность и нестабильность взаимоотношений между ними, затрудняющих рациональное сотрудничество.

Лоббирование в современных развитых хозяйственно-политических структурах занимает весьма существенное и ответственное место, выступая в роли инструмента согласования интересов между бизнесом, обществом и государством на цивилизованной основе и используемое в процессе реализации необходимых связей. Однако в российской действительности неопределенность и нестабильность взаимоотношений бизнеса, общества и власти затрудняют развитие цивилизованного лоббирования.

При прочих равных условиях бизнес-лоббирование может достичь наибольших успехов при его системной институциоанализации в координатах традиционного менеджмента. Необходима разработка концептуальных основ использования бизнес-лоббирования в качестве функции менеджмента, ориентированной на установление цивилизованных экономических отношений между бизнесом обществом и властью, без ущерба государству. В связи с этим весьма важным является разработка научных основ цивилизованного бизнес-лоббирования, адекватных требованиям времени.

Необходимо уточнение функций менеджмента лоббистской деятельности, поиск соответствующих инструменты их реализации, а также подходов к оценке эффективности их использования для общества. Немаловажным является правильное определение места лоббирования в системе политического и экономического представительства интересов бизнес сообщества. Особая роль должна быть отведена принципам экономического лоббирования и разработке критериев правомочности вмешательства государства в экономику.

Решение этих проблем является актуальной задачей имеющей существенное народнохозяйственное значение.

В развитых странах деятельность лоббистов регламентирована законом. В Украине легализовать лоббизм пока не удалось. Лоббирование — это практика продвижения интересов различных финансово-промышленных групп, неправительственных организаций или этнических сообществ для достижения определенного решения. Лоббисты могут отстаивать государственные интересы на международной арене или общественные или частные интересы внутри страны.

Лоббистские структуры и организации стремятся к проведению в жизнь . Как пример отметим, что в России значительные средства тратились на .. Крупный бизнес проводит лоббирование в политических кругах, начиная с.

Современные практики лоббизма в современной России: Российская Федерация избрала для себя со сменой советского политического курса новую экономическую модель, основанную на рыночных принципах, свободе конкуренции и частного предпринимательства. В тот период в России активно зарождалось предпринимательство, повсеместно рынок осваивал малый и средний бизнес, после залоговых аукционов появился крупный бизнес, основанный на осколках советских предприятий и трудовых коллективах.

С развитием в нашей стране частного бизнеса, назрел вопрос организации эффективного взаимодействия государственных структур с представителями бизнеса, с одной стороны требовалась необходимая регламентация коммерции со стороны государства, которая охраняла бы интересы общества, граждан, а с другой стороны у бизнеса, чаще всего крупного, существовали собственные интересы, связанные с увеличением финансовой прибыли.

Пересечение интересов государства и коммерческих структур приводило к конфликту интересов, которые не шли на пользу, как самому государству, так и бизнесу, поэтому поиск оптимальной модели взаимодействия власти и бизнеса, которая учитывала бы интересы общества, остается актуальной задачей в современной России. В статье будет проанализирована сложившаяся современная практика взаимодействия власти и бизнеса в России, также представлю выявленные мной необходимые условия для создания в стране легального института лоббизма, предложу некоторые организационные параметры новой модели взаимодействия власти и бизнеса.

Под бизнесом в статье понимаются крупные коммерческие структуры, их объединения, малый и средний бизнес, участвующий в работе деловых союзов и объединений. Мероприятия по взаимодействию с властью, лоббизм, требуют от бизнеса серьезных финансовых, интеллектуальных, организационных затрат, поэтому отстаивание и продвижение своих интересов перед властью под силу лишь коммерческой структуре располагающей достаточными ресурсами. Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, связанных с взаимодействием власти и бизнеса в современной России, следует определиться с самим понятием лоббизм.

В энциклопедической статье указываются формы лоббирования, характерные для США, как классического образчика легализованного лоббизма:

Немецкие политики в большом бизнесе: лоббирование с ограничением

Одноклассники Вместо того, чтобы принять закон о цивилизованном лоббизме, в России продвигается идея не то сертификации, не то лицензирования лоббистов, то есть предлагается создать еще одну возможность для коррупции О том, как легальный лоббизм сможет победить коррупцию без взяток и подарков пишет в своей статье преподаватель Университета Ратгерса, США Сергей Костяев: И хотя в Евросоюзе подобной практики нет, закон представляется весьма полезным — поскольку строго ограничивает набор дозволенных действий.

В России, если компания считает полезным для себя внедрение некоторых правовых актов, ей приходится просить депутатов или чиновников неизвестно, за какие услуги или материальное вознаграждение , в лучшем случае выносить вопрос на обсуждение через бизнес-омбудсмена, союзы предпринимателей и на форумах. Бывает, что один человек несколько раз меняет должность — внутри и вне госорганов, по сути, занимаясь одним и тем же — преференциями для определенной компании.

Здесь нет никакого ноу-хау, и что позволено Юпитеру, при наличии определенных связей доступно и другим. В США подобную карьеру довольно сложно представить.

В США наиболее часто применимым механизмом лоббирования Один из ярчайших примеров подобной схемы является лоббирование Самая крупная американская организация по лоббированию зоны, и освобождение от налогов игорного бизнеса в индейских резервациях. Кроме .

Но, в отличие от коррупции, устранить его невозможно, потому что это неотъемлемая часть политического процесса. Для того чтобы как-то его регулировать, необходимо ввести этот процесс в правовое поле. Нужен ли для этого закон? Опыт Евросоюза показывает, что существуют и иные пути. Лоббизм как неотъемлемая часть процесса управления имеет положительные и отрицательные свойства. С одной стороны, он необходим тем, кого затрагивают решения государственной власти.

С другой — необходим последним, так как заинтересованные стороны предоставляют им ценную информацию о реальной ситуации и о возможных последствиях принимаемых мер.

Современные практики лоббизма в современной России: фокус на тенденции и особенности

Высказывалось тут мнение, что в России просто не развит институт лоббизма. Говорилось и о необходимости специально готовить лоббистов. Впрочем, звучала и противоположная точка зрения:

не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, Одним из последних примеров этому может служить известное дело.

Цивилизованный лоббизм Англии — яркий пример для Украины Мой опыт обучения в США и Европе подсказывал, что в качестве одного из примеров цивилизованного лоббизма, можно привести и опыт Великобритании. Сейчас я лично убедилась в справедливости этого убеждения, и хочу рассказать читателям о том, чем интересен английский лоббизм и чему, на его примере, можно научиться украинским коллегам. Можно уверенно сказать, что именно Англия явилась родиной лоббизма.

Да что уж, само слово"лобби" — английского происхождения. До этого в политическом контексте его употреблял Фрэнсис Бекон, У.

Лоббизм: как это делается в России

Ходорковский поплатился за покупку депутатов, иначе говоря — за лоббизм. Все это стало возможным потому, что в России по-прежнему не существует закона о лоббизме. Спикеру Госдумы Геннадию Селезневу кажется, что в нижней палате российского парламента слишком много лоббистов.

Крупные корпорации (крупный бизнес) представляют собой наиболее Однако подобные организации оказались не в состоянии . К тому же пример одной удачно выбранной отрасли служил моделью для.

История[ править править код ] Лоббирование в России имеет давнюю историю: Предпринимательские союзы в России в это время использовали вполне лоббистские методы для получения от властей нужных себе решений, льгот и привилегий: Членство в каждой из этих организаций предполагало вступительный взнос [3]. Манифест от 17 октября года и создание выборных представительных учреждений с законодательными функциями Государственной думы и Государственного совета стимулировали лоббизм в Российской империи.

В связи с этим историк подчеркнул, что объединённое дворянство, биржевые комитеты, съезды промышленников и университетские корпорации получили возможность оказывать существенное влияние на принятие решений государственной важности [5]. Кандидаты в Государственную думу нуждались в поддержке общественных структур, от которых им были нужны голоса избирателей и средства на предвыборные кампании. За это депутатам приходилось расплачиваться поддержкой тех инициатив, которые были выгодны тем или иным группам интересов.

У легализованных политических партий появились постоянные спонсоры, чьи интересы предстояло отстаивать. Назначаемое правительство Российской империи также стало больше интересоваться мнением избирателей, так как хотело иметь покорную Государственную думу. Поэтому правительству и отдельным министерствам приходилось договариваться с депутатами, соглашаясь с инициативами, которые лоббировали народные избранники.

Причем по мере становления российского парламентаризма расходы правительства на частную прессу росли. Правительство в — годах тратило более тыс. Со стороны лоббистов существовали разные способы воздействия на депутатов, чтобы склонить Думу к принятию необходимых группам интересов законам [9]: В Думе возникла группа А.

Что такое лоббирование и чем оно отличается от коррупции?

Тем не менее, ясность и прозрачность терминологии на данный момент вызывает вопросы, а потому есть необходимость прояснения этого вопроса. В веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. С чем связан переход церковного слова в светско-парламентский обиход?

Лобби зм в Росси и — не регламентированная в Российской Федерации на федеральном Членство в каждой из этих организаций предполагало вступительный взнос. .. СССР было разрешено частное предпринимательство, что вызвало необходимость отстаивания интересов бизнеса в органах власти.

Международный Институт Политической Экспертизы МИПЭ проводит исследование лоббизма, и данный материал был подготовлен нашим коллегой на основе письменных ответов на вопросы нашей анкеты. С рядом мыслей автора нам трудно согласиться — например, с причислением к лоббистским технологиям подкупа должностных лиц на наш взгляд, это уже уголовно наказуемое деяние, а значит, противоположность лоббизму в его цивилизованном виде.

Однако главное достоинство статьи — она дает пищу для размышлений и повод для споров. Какие можно выделить подходы к лоббизму, как деятельности? Вопрос, что такое лоббизм, несмотря на свою краткость, представляет собой краеугольный камень в понимании всей темы. Поэтому он требует весьма и весьма детального ответа в противном случае мы не избежим дальнейшей путаницы.

Лоббизм крепчал

Доктор исторических наук Профессор Л. Доктор политических наук Профессор Л. Ильичева Кандидат политических наук Доцент И.

Для поиска баланса между интересами бизнеса, государства и общества во многих Это такие компании, как Pavlenko Legal Group, Arzinger, CFC" Чтобы лоббирование развивалось, нужны успешные примеры.

Группы интересов и лоббизм в политике 1. Политическая социология содержит несколько теоретических подходов в исследовании форм и методов влияния групп интересов на выработку и осуществление государственной политики: Парето стала первой микротеорией, положившей начало современной социологии политической жизни. Однако настоящую революцию в развитии теории произвела работа А. Они выдвинули идею о том, что именно группа является базовой единицей общества. Эта мысль и легла в основу исследования А.

Бентли, подошедшего к анализу общества как к совокупности групп интересов. Группа без интереса не существует. Трумэн определил политический процесс как процесс групповой конкуренции в борьбе за власть над распределением ресурсов, а само общество — как множество групп, взаимодействующих друг с другом.